Чемпионат мира по футболу 2018: сколько было потрачено и заработано Международной федерацией футбола. Во сколько обошелся чемпионат для России и кому в конечном итоге достается прибыль от проведения главного футбольного турнира.
Содержание:
Чемпионат мира по футболу: кто за кулисами
ФИФА (Fédération Internationale de Football Association, FIFA) – Международная федерация футбола – является руководящим органом в футболе, а также организатором многих международных турниров по этому виду спорта. Ассоциация была основана в начале 1900-х годов, для создания единого центра наблюдения за футбольными событиями. Создание организации неслучайно: именно на начало 20 века припал расцвет футбола.
Интересно
ФИФА пристально следит за проведением чемпионатов после расследования в 2015 году, подтвердившего коррупцию и взяточничество со стороны большинства высокопоставленных официальных лиц ФИФА. Министерство юстиции США в 2015 году предъявило обвинение 41 должностному лицу ФИФА, а также руководителям компаний, обвиненным в мошенничестве. ФБР продолжает отслеживать деятельность ассоциации в течение последних трех лет.
Основанная в Цюрихе, ФИФА юридически является некоммерческой организацией, что не мешает ассоциации зарабатывать прибыль в размере сотен миллионов долларов в год. Считается, что основной целью создания Международной федерации футбола была популяризация и защита целостности футбольных мероприятий. Членами ФИФА являются 211 национальных футбольных ассоциаций, задача которых – организация 16 международных турниров. Главным событием, формирующим бюджет федерации, является чемпионат мира, проведение которого раз в четыре года и определило четырехлетний цикл бюджетного планирования.
На чем зарабатывает ФИФА
Международная федерация футбола называет пять источников собственных доходов:
- Продажа телевизионных прав – основной источник прибыли ФИФА. Согласно прогнозам, составленным еще до проведения ЧМ-2018 в России, отечественный чемпионат должен был стать первым, на котором организация заработает более $3 млрд только с помощью продажи телевизионных прав.
- Продажа маркетинговых прав. Из-за судебных разбирательств и обвинений руководителей организации в коррупционной деятельности привлечение спонсоров стало нелегкой задачей. Однако организации удалось сохранить долгосрочные партнерские отношениями с мировыми гигантами: Visa,
Coca-Cola
и McDonald’s.
- Продажа лицензионных прав. В эту статью доходов занесены не самые прибыльные, но перспективные направления продажи официальной атрибутики с использованием эмблемы организации. В цикле проведения ЧМ-2018 в России эта статья дохода составила $363 млн, в три раза побив предыдущие рекорды.
- Продажа прав гостеприимства. Имеется в виду продажа билетов в ложе под эгидой ФИФА.
- Продажа билетов. При проведении ЧМ в Бразилии на продаже билетов било заработано $527 млн.
Однако ФИФА получает доход не только от чемпионатов мира по футболу, но и от других мероприятий, которые проводит ежегодно. Более мелкими источниками дохода федерации являются: продажа прав на фильмы и видео, аренда помещений, штрафы и выплаты, рассматриваемые в судах.
Расходы ФИФА
Самой главной статьей расходов ФИФА являются траты на непосредственную организацию чемпионатов мира. В эквиваленте цифр это составляет приблизительно треть всех доходов за четырехлетний период. В 2018 году на организацию российского ЧМ было потрачено $1,948 млрд, $627 млн или более 30% от этой суммы – частичная компенсация, которую ФИФА выплатила российскому организационному комитету.
Второй статьей расходов ФИФА значатся командные призовые, распределение которых происходит в зависимости от результатов команды.
Кроме таких крупных трат, как организация мероприятия и наполнение призового фонда, также есть ряд мелких: оплата труда судей, покупка телевизионного пространства, покрытие страховки или оплата разработки IT-решений для чемпионата.
Непрямыми тратами ФИФА, то есть не связанными с непосредственной организацией спортивных мероприятий, как правило, считаются образовательные программы, организовываемые федерацией по всему миру.
Сколько потратила Россия на чемпионат Мира 2018
Принимающая сторона – страна-организатор ЧМ – всегда тратит в разы больше, чем Международная федерация футбола. Согласно государственной программе, на подготовку и проведение турнира РФ потратила $11 млрд. Кроме того, уже после запуска футбольного турнира понадобилось дополнительное вложение в размере 850 млн рублей для внесения инфраструктурных изменений и корректировки оборудования VIP-лож.
Строительство стадионов, полей для тренировок и изменение транспортных инфраструктурных особенностей, в том числе и реконструкция аэропортов, стали основной статьей расходов.
Еще часть на себя взяли региональные бюджеты. Как правило, их траты были связаны с косметическим преображением городов: ремонтом фасадов, починкой дорог, канализаций или закупкой новых единиц техники. Что касается региональных программ, наиболее масштабные из них коснулись действующей столицы и Санкт-Петербурга. В мегаполисах были отстроены транспортные развязки, мосты и открыты новые станции метро.
Кто в конечном счете получает прибыль от чемпионатов мира?
ФИФА получила 4,8 млрд дохода от чемпионата мира 2014 года, чистая прибыль составила $2,6 млрд. Основным источником дохода стало телерадиовещание, суммарная прибыль от которого составила $2,43 млрд. Спонсорство и продажа билетов собрали для Международной федерации футбола $1,6 млрд и $527 млн.
Чемпионат мира по футболу, проведенный в РФ, как и ожидалось, собрал порядка $6 млрд для ФИФА, что на 25% больше, чем в 2014 году.
Напомним, что в период проведения чемпионата мира по футболу FeedConstruct, владельцем которого является BetConstruct (генеральный спонсор и спонсор лент RGW Moscow 2018), добавлял дополнительные спортивные данные от ведущих букмекеров на свою платформу.
Источник: