Карточные игры в России появились в 17 веке. С тех пор их популярность неизменно росла, несмотря всяческие запреты со стороны властей. Они были востребованы во время балов, обычных ужинов и на военной службе как среди дворян, так и у простого люда. Экскурс в прошлое познакомит с историей появления карт на территории России, отношением к ним знати и наиболее востребованными играми.
Содержание:
Появление первых карт в России
Одно из первых упоминаний карт на Руси можно встретить в Соборном уложении 1649 года. Статья 15 главы 21: «А которые воры на Москве и в городех воруют, карты и зернью играют, и проигрався воруют, ходя по улицам, людей режут, и грабят…».
Согласно разным источникам, карты стали привозить в Россию в начале 17 века.
Они распространялись во многом благодаря приезжим немцам, украинским казакам и полякам. Из Соборного уложения становится ясно, что карты получили широкую популярность среди простого люда, который часто после проигрыша совершал различного рода преступления.
Азартные игры получили неоднозначную репутацию. С одной стороны, карты стали неотъемлемой частью досуга у знати и военных. С другой — отдельные цари издавали указы о запрете азартных игр, поскольку они способствовали развитию негативных отношений в обществе и повышению уровня преступности.
Регулирование азартных игр в 18–19 веке
Первую попытку остановить игру на деньги предприняли в 1717 году во времена правления Петра I. 17 декабря вышел соответствующий указ. В нем написано следующее: «Чтоб никто на деньги не играл, под тройным штрафом обретенных денег». Оправдать действия Петра I легко — царь никогда сам не интересовался картами.
В 1730–1740-х после смены власти ситуация только ухудшилась, разделив общество на 2 лагеря. Императрица и Самодержица Всероссийская Анна Иоанновна продолжила политику Петра I относительно игры на деньги, но вместе с этим сама увлекалась картами. Партия за столом оказывалась настолько важной, что регулярно входила в ее расписание. Часто размеры ставок доходили до 20 000 рублей. Простолюдины же рисковали получить штраф, причем часть причиталась заявителю. Однако сами карты успели прочно закрепиться в обществе и стать элементом досуга. Иногда умение играть приравнивалось к принадлежности к знатному роду.
Оттепель произошла при правлении Елизаветы Петровны. Приближенные к короне, в частности, Роман Илларионович Воронцов, брат канцлера М. И. Воронцова, организовали подпольный игорный дом. Среди его постоянных посетителей был Иван Иванович Шувалов. Он прослыл азартным человеком, который не мог вовремя остановиться. И.И. Шувалов часто играл в долг, чем пользовался Р. И. Воронцов.
В своей расходной книге владелец игорного дома отметил, что общий выигрыш за один вечер составил 7668 рублей, причем 4660 достались от Шувалова. А проиграл Воронцов всего 3270. Чистый выигрыш достиг 4398 рублей. Тогда стоимость одного крестьянина составляла от 10 до 30 рублей, поэтому на эти деньги Воронцов мог позволить себе купить до 439 человек.
Елизавета Петровна пыталась остановить распространение карт. Игра на деньги стала серьезной проблемой, поскольку участники начали ставить крестьян и целые поместья. Вместе с этим распространялось шулерство. Причем к мастерам подтасовывать карты относились лояльно — участники брали на себя риск получить заведомо более слабую руку.
Так, в 1743 и 1747 годах Елизавета Петровна попыталась ужесточить наказания за игру на деньги. Любители азартных развлечений, вместо того чтобы бросить занятие, изменили подход к организации. Они начали ставить векселя, поэтому сесть за стол можно было без гроша в кармане, главное — такой вариант позволял избежать возмездия.
Екатерина II продолжила ужесточать наказания за игру на деньги.
При ее правлении штрафы получали не только простолюдины, но и представители дворянства. Хотя за последними все же оставалось юридическое право ставить в азартных играх небольшие суммы.
В 1782 году допустили первые послабления. Штраф уменьшили до 12 копеек — даже для относительно бедных людей это была небольшая сумма. Более того, в Уставе отмечено, что если игрок ставит для забавы и не использует карты ради наживы, то его деятельность считается законной. Это дало толчок к открытию клубов. В уставах специально использовались формулировки, которые позволяли участникам избежать штрафов. Так, в правилах первого отечественного Английского клуба прописано: «В карты допускаются лишь коммерческие игры, азартные вовсе запрещаются». Подобные формулировки со временем начали использовать другие российские заведения, члены которых ставили деньги.
Изменение отношения к азартным играм на законодательном уровне позволило императрице получить экономическую выгоду. Она обязала всех использовать клейменные колоды. Тогда в Россию каждый год привозили до 13 000 дюжин комплектов, а на территории страны производили около 10 000 дюжин. С целью пополнения государственной казны Екатерина II запретила использовать неклейменные карты. Правило было актуально, даже если игра проходила без ставок.
Увеличение пошлины на ввозимые карты и необходимость ставить клеймо дали толчок к развитию отечественных производителей. Изначально российские колоды были плохого качества, поэтому игроки чаще отдавали предпочтение иностранным, но из-за увеличения стоимости спрос на них заметно упал.
Однако только в 1819 году появилась Александровская мануфактура, которая производила продукцию приемлемого уровня. Позже она стала монополистом и единственным законным производителем игральных карт. Повышение качества продукции позволило Александру I полностью запретить ввоз иностранных колод.
Популярные карточные игры
Поскольку вместе со своим появлением карты породили множество запретов в 18–19 веке, чтобы избежать наказания, организаторам приходилось придумывать новые вариации игр. Часть из них становились культовыми за счет описания в художественной литературе или изображения на картинах. Среди подобных игр:
- Фараон.
- Мушка.
- Вист.
Фараон
Фараон — так именовали игру французы. Среди российских участников она получила название банк. Игра отличалась простыми правилами, но взамен людям приходилось полагаться только на свою удачу.
Один из участников достает карту из колоды и сразу показывает ее. После сверху ложится любая сумма ставки. Если оппонент принимает ее, он начинает открывать по одной верхней карте из другой колоды. Поочередно формируются 2 кучки — игрока и дилера. Кому первому достанется аналогичная карта, тот и выиграл.
Для каждой партии в фараон открывалась новая колода. Однако карты не выбрасывались, а продавались для использования в других играх.
Мушка
Мушка — старинная карточная игра, которая появилась во Франции в 17 веке. В России она обрела большую популярность в 18 столетии. Ее преимущество, в отличие от фараона, заключалось в гибкости — за одним столом могли играть от 3 до 7 участников. Размер колоды зависел от их количества:
- 32 карты — 3 участника;
- 36 — 4 игрока;
- 52 — 5 и более участников.
Сначала определяется сдающий — право достается тому участнику, который вытащит младшую карту. Раздача начинается строго с игрока, сидящего по левую руку. Сдают по одной карте, пока у всех не будет по 5 штук. В конце достают козырь из колоды и кладут на середину стола.
После раздачи начинается прикупка. В ходе этого этапа у всех участников есть следующие возможности:
- Сбросить часть карт и взять из колоды новые.
- Оставить все.
- Спасовать — можно сбросить карты и заменить руку.
Далее начинается розыгрыш карт. Для победы нужно списать 25 очков. Первым ходит игрок, находящийся слева от сдающего. Он может бросить любую карту. Далее другие участники в порядке очередности должны сперва положить старшую той же масти. При отсутствии таких карт ложится козырь, а если и его нет, можно сбросить любую. Следующий ход переходит к игроку, который забрал взятку. Особой привилегией пользуется пиковый туз — он может побить козырного туза, но не других козырей.
Как только игрок достигает нуля по очкам, он должен сразу объявить о своей победе. В противном случае ему снова записываются 25 очков. Подсчет происходит следующим образом:
- Одна взятка — минус 1 очко.
- Ноль взяток за раздачу — объявляется ремиз, и игрок прибавляет себе 5 очков.
- Туз пиковый — минус 5 очков. Однако, когда игрок с этой картой не берет ни одной взятки, он прибавляет себе 5. Если пика была козырем, количество отнятых и полученных очков увеличивается в 2 раза.
- За неправильный ход игрок записывает себе плюс 5 очков.
В основном в мушку играли за столом с зеленым сукном. У каждого участника был мелок для записи ставок. Следующий игрок с помощью щетки мог быстро стереть все.
Вист
Вист — командная игра, которая появилась в Англии в 18 столетии. В России она получила широкое распространение уже в 19 веке. Игра была настолько популярной, что ее упоминали писатели Фаддей Булгарин в романе «Иван Выжигин» и Николай Чернышевский — в «Что делать?».
Вист рассчитан на четверых участников. Играть нужно парами. Однако предусмотрены варианты, когда за столом оказываются 2, 3, 5 или 6 участников. Две партии составляют роббер, после которого партнеры меняются. Пары определяются вытягиванием карты из колоды — две старшие играют против двух младших. Право раздачи достается участнику с наименьшим значением.
Играют в основном колодой из 52 карт. В некоторых случаях используют сразу 2 комплекта. Если за столом 4 игрока, каждый получает по 13 карт. Перед раздачей участник, находящийся справа от сдающего, снимает колоду. Раздавать следует по одной карте, начиная с игрока, сидящего по левую руку. Сдающий показывает свою последнюю и кладет посередине стола. Карта становится козырем, а после первой взятки он забирает ее себе.
Во время раздачи запрещается смотреть свою руку. Взять карты разрешается после того, как будет объявлен козырь. В отдельных случаях, если правила раздачи были нарушены, можно продолжить при согласии всех участников.
Начинает игрок слева от сдающего. Далее ход переходит к участнику, который заберет взятку. При розыгрыше игроки обязаны класть карты той же масти. Перебивать их необязательно. Если нужная категория отсутствует, можно использовать козырь или сбросить любую имеющуюся. Взятка достается владельцу старшей карты.
Особую роль играют онеры — козырный туз, король, дама и валет, а в некоторых вариантах и десятка. Ценность каждой такой карты приравнивается к одной взятке.
В висте игроки могли продемонстрировать индивидуальное мастерство. Поскольку в партии участвуют все карты, можно просчитывать ходы соперников наперед.
Название игры | Родом из |
---|---|
Мушка | Франции |
Фараон (Банк) | Франции |
Вист | Англии |
Об устройстве клубов
Английский клуб был не единственным местом, где члены могли играть на деньги. Подобные организации появлялись по всей России, причем карты становились одним из основных источников для привлечения новых членов и финансирования. Их расцвет в России наступил в середине 19 столетия — доход питерского Английского клуба в 1857 году составил 29 800 рублей. Среди основных способов заработка:
- Взносы за членство в клубе.
- Аренда игральных карт — участникам предлагали как новые, так и использованные колоды.
- Штрафы — в некоторых клубах игра велась до 2 часов ночи, в случае задержки полагалось денежное наказание.
Несмотря на то, что клуб заинтересован в увеличении количества членов, стать его участником было не так просто. Отбор кандидатов проходил согласно уставу:
- Желающий должен был обратиться к одному из действующих членов клуба с просьбой рассмотреть его кандидатуру.
- Если участник заведения считал его достойным, он передавал заявление одному из старшин.
- Имена кандидата и члена клуба, к которому тот обратился, записывались на специальной доске в одном из залов.
- Окончательное рассмотрение проходило в первый четверг после 8 дней в 8 вечера. В голосовании должны были участвовать как минимум 30 человек.
Главное преимущество клубов заключалось в тщательном рассмотрении кандидатур — шулерам было сложно заполучить членство. Это привлекало даже неопытных игроков, которые были частично застрахованы и имели шансы на выигрыш.
К участникам также применялся ряд правил, которые они должны были соблюдать:
- Игра начиналась с легкого кивка головы. Так участники приветствовали друг друга.
- За столом нельзя было вести диалог с другими членами, которые не принимали участие в игре.
- Сданные карты запрещалось перетасовывать. Подобное считалось оскорблением. Исключение составляли случаи, когда сдающий во время раздачи допустил ошибку.
- Выигравший не мог отказаться от новой партии, если проигравший хотел взять реванш.
Карточные долги было принято закрывать в течение 24 часов — в отдельных клубах должникам предоставляли больше времени. Если деньги не возвращались в указанные сроки, их имена заносились в книгу. После этого люди не могли посещать клуб до погашения долга.
Источник: